Фото: Сергей Пестерев
Фото: Сергей Пестерев

Бог Авраама, Самсона и Навуходоносора

Вера в действии 28.11.2023

Он наш общий Бог

Во время утренней молитвы на образовательной программе Глобальной Миссии в Южном Судане я пережила совершенно неожиданный опыт. Когда мы спросили присутствующих, какие у них есть молитвенные нужды, мужчина, находящийся в конце комнаты, поднял руку. «Давайте помолимся за Аль Шабааб».

Аль Шабааб? — подумала я, вспомнив, что эта экстремистская группа была ответственна за многочисленные террористические акты в Восточной Африке.

Затем еще один мужчина поднял руку и добавил: «Да, а также за Боко Харам и за ИГИЛ».

В самом деле? Я предположила, что они имеют в виду, чтобы мы молились за охрану от террористических группировок, которые заполонили Африку и другие части мира. Это имело смысл.

Сотни историй в Библии показывают, как Бог работал со всеми категориями людей во всевозможных ситуациях.

Через несколько секунд я приклонила колени со своим молитвенным партнером, одним из региональных директоров Глобальной Миссии. Он начал молиться: «Господь, сегодня утром мы возносим особую молитву за Аль Шабааб и Боко Харам. Мы знаем, что Ты Бог Навуходоносора. Мы знаем, что Ты послал сны и видения и изменил сердце этого царя-террориста. Я молю Тебя, сегодня, в нашем мире, коснись сердец этих террористических группировок, как когда-то Ты сделал это с Навуходоносором. Пошли сны и видения; достучись до них проявлениями Своей силы».

Он не молился просто о защите от террористов, как бы важно это не было. Он молился об их преобразовании. А историей, придавшей ему мужества молиться с такой верой, была история о Боге и Навуходоносоре (см. Дан. 1-4).

Молиться за террористов?

Мой разум начал переваривать всю эту идею молитвы за террористов. Навуходоносор был не единственным террористом, о котором заботился Бог, и которого Он преобразовал. Был еще Нееман, сириец (4 Цар. 5 гл.). В случае с Нееманом Бог поступил абсолютно нестандартно. Он использовал одну из пленниц, захваченную Нееманом в одном из его террористических набегов, маленькую израильскую девочку-рабыню, чтобы засвидетельствовать ему. А как насчет ниневитян? (См. Книгу Ионы). На фоне задокументированного списка их жестокости и злодеяний деятельность ИГИЛ выглядит не такой уж страшной. Кроме того, Богу пришлось работать с упрямым, предвзятым, сопротивляющимся пророком Ионой, чтобы предоставить Ниневии шанс узнать о Нем. Ионе было все равно, но Богу нет. Воспоминания о том, как Бог заботился об этих злых людях, смирили меня. Мне никогда и в голову не приходило, чтобы молиться о современных террористах. Подобно Ионе, я никогда не думала, что Бог может их спасти. Я никогда не переживала о них настолько, чтобы молиться.

Этот молитвенный опыт в Южном Судане придал моим молитвам новый фокус и новую силу. Я начала постоянно молиться за террористов во всем мире, зная, что Бог Неемана, ниневитян и Навуходоносора заботиться о них и хочет, чтобы они узнали Его. Их истории напоминают мне, что для Бога нет ничего слишком трудного. Они также показывают, что у Бога есть такие способы и средства достичь сердец людей, которые удивят нас всех.

Тем из нас, кто вырос в христианской семье, часто напоминают, что мы служим и молимся Богу Авраама, Исаака и Иакова. Когда я молюсь Богу этих патриархов, я вспоминаю, что моя вера укоренена в Боге, Который призывает простых людей и проводит их через хорошие и плохие времена. Он прощает и направляет. Он также может совершить невозможное.

Расширяя наши молитвы

С того дня в Южном Судане я расширила и обогатила все свои молитвы, вспоминая и используя истории других библейских героев, которые взаимодействовали с Богом. То, что мои молитвы, основывались на Боге, показанном в этих удивительных историях, невообразимо укрепило мою веру. Ниже приведены некоторые истории, являющиеся примером этого:

В случае с ситуациями, кажущимися неразрешимыми, очень помогали истории о том, как Бог благословил Сару (Быт. 20–21 гл.), Анну (1 Цар. 1 гл.) и Елисавету (Лк. 1 гл.).

Готовность Бога работать с несовершенными людьми и благословлять их, несмотря на их недостатки, видна в историях о Гедеоне (Суд. 6 гл.), Самсоне (Суд. 13–16 гл. ) и Петре (Ин. 21:15–19).

Истории о том, как Бог призвал Моисея (Исх. 3 гл.), Исайю (Ис. 6 гл.) и Иеремию (Иер. 1 гл.) укрепляют мою веру в то, что Бог может восполнить мои недостатки.

Когда я чувствую себя покинутой, то вспоминаю Бога Иосифа, Илии и Давида.

Невероятная история Бога и царя Манассии (2 Пар. 33 гл.  напоминает мне, что Бог может простить даже самые отвратительные грехи, когда мы возвращаемся к Нему.

Он есть Бог Ионы, а также Иакова и Иоанна. Он проявляет терпение к несовершенным, вспыльчивым, даже мстительным ученикам.

Бог Марии Магдалины, Закхея, прокаженных и женщины у колодца в Самарии — это Бог, который заботится о людях, являющихся в обществе изгоями.

Это список лишь начало. Сотни историй в Библии показывают, как Бог работал со всеми категориями людей во всевозможных ситуациях. Эти истории являются сокровищем «материала для молитв», созидающего веру. С помощью этих историй мы можем напомнить себе (и Богу) о том, что Он сделал в прошлом и, несомненно, готов сделать в настоящем и будущем.

Он и в самом деле Бог Авраама, Самсона и Навуходоносора, Бог всех нас.


Патриция Гастин, в настоящее время на пенсии, в прошлом была директором Института всемирной миссии, Университет Эндрюса, Берриен Спрингс, Мичиган.