Библейские вопросы
Библейские вопросы

Божественный Царь

Библейские вопросы 30.01.2024

Почему израильского царя называли «Божьим сыном»?

В установлении сходства и различий в отношении библейских текстов может помочь изучение древних ближневосточных обычаев. Тема, которую вы подняли, вполне может быть одним из этих обычаев. Здесь Библия представляет собственную особую перспективу.

Древние ближневосточные представления

На древнем Ближнем Востоке цари считались сыновьями бога/богов. В Египте фараон буквально был сыном бога и, следовательно, воспринимался, как божество. Все еще ведутся споры о том, считались цари божествами в других странах древнего Ближнего Востока. Некоторые исследователи под влиянием понятий древнего Ближнего Востока считали, что израильских царей также воспринимали, как божества. По правде говоря, существует не так уж много доказательств в пользу того, что за пределами Египта цари считались божествами, что означает, что, возможно, обожествление царей не было распространено в Месопотамии, Ассирии и Ханаане. Титул «сын бога» указывал на то, что цари являются законными представителями богов, возможно, с квази-божественными характеристиками и функциями.

Израильский царь

В общем исследователи согласны, что в Израиле царский титул «сын Бога» не означал, что царь был божеством, а означал, что во время церемонии возведения на престол царь официально принимался, как Божий Сын. Псалом 2:7 считается ключевым текстом: «Ты Сын Мой; Я ныне родил тебя». Данная фраза считается формулой усыновления, объявленной усыновленным, чтобы сделать законным усыновление. Это промежуточная позиция в толковании титула, который, хотя и возможен, подвергается сомнению другими. В Ветхом Завете нет доказательств для использования этой конкретной «формулы усыновления», а также она не используется на древнем Ближнем Востоке. Мы встречаем похожие слова в Египте применительно к фараону, но в данном случае они описывают настоящую концепцию восприятия царя, как бога.

В Псалме 2:7 слова «сын Бога» используются в качестве метафоры, как видно из параллельной фразы «Я ныне родил тебя». Здесь речь не идет о настоящем рождении или усыновлении, но об использовании слов, чтобы указать на момент, когда человек, так сказать, «рождается» как царь в том смысле, что он назначается таковым Богом, как вассал через помазание (2:2). Слово «сын» используется для того, чтобы описать новые отношения, установленные между Богом и царем (2 Цар. 7:14; Пс. 88:27). «Новорожденный» царь находится под защитой и заботой Бога. Возможно, хорошей параллелью является Божественное провозглашение Израиля Божьим сыном (Исх. 4:22, 23), что сделало его Божьим народом. Центральной концепцией является Божественное избрание, а не обязательно усыновление.

Божий Сын и Мессия

Есть некоторые параллели между использованием титула «сын Божий» в Израиле и других народах. Ведь цари выполняли много похожих задач. Вполне вероятно, что в Израиле этот титул с самого начала имел мессианское значение, указывая на пришествие истинного и единственного Божьего Сына, который был настоящим Божеством (ср. Пс. 44:6; Ис. 9:6). В Библии упоминание о будущем Спасителе начинается с обетования сына, данного Адаму и Еве (Быт. 3:16). В историях патриархов обетование сына является объединяющей нитью (напр., Быт. 12:7; 15:3, 4). С установлением монархии Бог объединяет царствование и обетование мессианского Сына (ср. 2 Цар. 7:12–14: 1 Пар. 17:11–13), что исполнилось в Еммануиле — Сыне человеческом и Сыне Божьем (Мф. 1:23; Лк. 1:32).


Анхел Мануэль Родригес был пастором, профессором и богословом. В настоящее время находится на пенсии.