Божья бутылка

Голоса молодежи 15.06.2023

Фредерик Кимани

«Марта1, прости; мы ничего не можем сделать».

Мое сердце замерло, когда я сообщил эту трагическую новость своей 35-летней пациентке. Она пришла в больницу, жалуясь на боли в животе, и в качестве сопутствующего заболевания у нее выявили ВИЧ инфекцию. Однако, никто не мог предвидеть, что мы обнаружили, когда сделали ей операцию. Рак 4-й стадии распространился на ее легкие, печень и кишечник.

По ее щекам катились слезы, когда она, в неверии, безмолвно смотрела на меня. Что еще я мог сказать? Должен ли я вытереть ее слезы или позволить ей выплакаться? Должен ли я молчаливо скорбеть с ней или попытаться утешить ее словами надежды (даже несмотря на то, что я знал, что рак скоро убьет ее)? Какую крупицу надежды я мог подарить ей, чтобы она могла воспринять ее в такой момент? Я остановился, размышляя о двух маленьких детях, которые были у нее дома. Что будет с ними?

Где-то неделю спустя мой коллега неожиданно остановил меня в коридоре в больнице. «Мне жаль говорить это, но, пока ты отсутствовал [в командировке], мы потеряли Марту». Я замер, когда меня захлестнул поток эмоций: шок, ужас, удивление, горе, печаль, гнев, отрицание, вина… Так или иначе, нам всем были знакомы горе и страдания. Возможно, горе от смерти любимого человека. Или горе от потери супруга/и при разводе. Или горе от того, что мы заболели смертельной болезнью. Или страдание от утраты психологического покоя и наступления депрессии и беспокойства. Для кого-то это может быть потеря работы, дома или машины… или даже утрата мечты, надежд или стремлений из-за непредвиденной неудачи. Часто с нашим горем приходит распространенный вопрос: «Почему, Господи?»

Возможно, у Бога есть Божественное предназначение для нашего горя. Мы видим это в страданиях Иисуса. «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53:10). Может быть, наши страдания на земле это часть Божьего плана ввести нас в процветающую долгую жизнь в вечности?

Когда мы скорбим, то это естественно – плакать. У нас по щекам текут слезы, когда мы переживаем боль смерти — будь то смерть тех, кого мы любим, или смерть дружбы, когда мы переживаем предательство доверенных союзников, или смерть устремлений, когда мы получаем новости о том, что не прошли собеседование, или смерть романтических отношений во время разрыва. Даже несмотря на то, что наши глаза могут «помутиться от горя» (Иов 17:7), как у Иова, меня ободряют слова псалмопевца, напоминающего нам, что ни одна из наших слезинок не потрачена зря, потому что Господь ведет учет каждой слезинке. Давид говорит: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они твоей?» (Пс. 55:9).

Я до сих пор помню последние слова, которые сказал Марте, перед ее преждевременной смертью. «Плакать — это нормально. Бог так сильно тебя любит, что собрал каждую твою слезинку в Свою бутылку». В глубине нашего горя и страданий это единственная, несомненная истина, за которую мы можем держаться. Он любит нас.


Фредерик Кимани, терапевт-консультант в Найроби, Кения.

  1. Вымышленное имя[]