Уроки, извлеченные от женщины у колодца
Дериба Олана
В третьем веке до нашей эры Китай был объединен династией Цинь, которая задумала и руководила строительством Великой Китайской стены. Но мало кто знает, что величайшим достижением этой династии является создание того, что политологи сегодня называют современным государством. Благодаря отделению правительства от королевской семьи, эффективная бюрократия Китая способствовала возникновению сильного государства, равного которому в Европе не было до недавнего времени.
Но какими бы выдающимися не были эти достижения, Ветхий Завет не придает им значения. Он также не придает значения архитектурной мудрости и достижениям цивилизации майя в Мезоамерике, предпочитая этому обсуждение постоянной смены власти между Израилем и горсткой бунтарей на Ближнем Востоке. Является ли такая нечувствительность к другим цивилизациям намеренной, или она вызвана недостатком глобальной осведомленности, которую даровал нам наш постмодернистский мир?
Этот вопрос становится еще больше безотлагательным, когда мы думаем о том, что Ветхий Завет претендует на то, чтобы начать историю с происхождения человека. Разве не парадоксально то, что повествование, начинающееся с сотворения Адама, отца всех людей, превращается в истории и пророчества об ограниченной местности, касающиеся потомков Авраама и их врагов на относительно маленькой территории древнего Ближнего Востока?
От локального к глобальному
Весьма странно, что с тех пор провинциальные истории об Аврааме, Исааке и Иакове пленили воображение нашего мира. Подобным образом и Иисус из Назарета, Галилеянин, Который не так уж много путешествовал, обещал группе культурно ограниченных людей, что то, чему Он их научил, в конечном итоге узнают все жители мира. Крестьяне, следовавшие за Иисусом, стали личностями, изменившими мир вдохновляющими взглядами Христа, выдержавшими испытание временем. Как объяснить повествовательную дугу Библии, которая начинается глобально с Адама, сужается Авраамом и вновь становится глобальной через распространение христианства?
Знаменитая, однако безымянная, самарянка сказала Иисусу: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20).
Ее заявление вторит постмодернистской критике повествований, основанной на напряжении между очень сильным и слабым. Бог одобрил для ее предков поклонение на «этой горе». Но «вы, Иудеи» надменно заявляете, что «место, где мы должны поклоняться, находится в Иерусалиме». Ее обвинение заключается в том, что Иудеи лишили самарян их чувства времени (истории) и пространства, лишив святости гору Гаризим, на которой поклонялись предки. Вместо нее они навязывали Храмовую гору в Иерусалиме, куда самарянам вход был воспрещен.
Ответ Христа был политически не корректным: «Вы, самаряне, не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев».
Причисляя Себя к Иудеям, Христос вновь подтверждает постоянную тенденцию Бога присоединения к особым и местным народам, землям и временам. Хотя сельская жизнь Авраама кажется произвольной и своеобразной, она становится источником благословения всех семей мира. А в особых яслях в Вифлееме родился обещанный Спаситель мира почти через две тысячи лет после смерти Авраама.
Вновь и вновь Бог отождествляет Себя с малыми, своеобразными и принадлежащими определенной местности. Затем Он совершает культурные и исторические чудеса, оказывающие влияние на весь мир, со Своей избранной ограниченной платформы. Вот почему пасторские иудейские произведения Ветхого Завета по-прежнему затмевают космополитную мудрость Древней Греции и Рима.
Разновидность идолопоклонства
Вход Бога в ограничения истории не обращает внимания на эти ограничения. Соединяясь с одним Авраамом, Бог благословляет все семьи земли. Ассоциируя Себя с Иерусалимом, Он не преследует цели остаться там, так как говорит: «и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Отвечая самарянке, Иисус также сказал: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21, 23).
Бог не хотел, чтобы святая Гора в Иерусалиме была культурной одержимостью, которая будет отталкивать других. Исаия говорит: «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). Бог перемещается в истории от одного человека ко многим, от локального к глобальному. Иерусалим имеет преимущество, потому что Бог любит мир и хочет спасти его.
По мере того, как Бог действует в рамках истории, человечество, к сожалению, обращает больше внимания на инструменты Его чудес, а не на Его более обширные цели. Фарисеи во дни Христа очень гордились тем, что являются детьми Авраама. Несмотря на то, что они генетически были его потомками, их ненависть ко Христу показывала, что они также были бы враждебно настроены и к убеждениям Авраама (Ин. 8:39, 40).
То, что Авраам физически дал своим потомкам, не было нетленным семенем. Спасение приходит только «через живое и пребывающее вовек слово Божие» (1 Петр. 1:23). Божье пребывающее вовек слово достигает одного человека через другого. Верность Авраама создала эффективное (хотя и не без изъяна) культурное средство для непрерывной передачи Божьего, пребывающего вовек, Слова — Его мыслей и чувств. В конечном итоге это проявилось в длинном списке пророков, вдохновленных Божьей готовностью говорить через испорченных грехом людей.
Однако, когда Бог, в Своей благости, проходит по руинам наших переживаний, вызванных нашими заблуждениями, мы склонны поклоняться грешной земле, по которой Он прошел, вместо того чтобы смиренно следовать по Его стопам. Это идолопоклонство. И поступая так, мы становимся еще худшими грешниками, чем были до того, как познали Бога.
Из-за этого в Своем споре с фарисеями Христос обратил внимание на сильное противоречие между их извращенной человеческой логикой и Божественной действительностью (Ин. 8:31–59). Фарисеям, гордившимся своим родством с Авраамом, Христос сказал: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин. 8:44). Это суровые слова предостережения для всех, кто больше поклоняется Божьим земным инструментам, чем вечной и бесконечной всеохватывающей любви Бога ко всем.
Испорченные средства
В годы с момента окончания написания канона Нового Завета способ, с помощью которого Бог вмешивается в жизнь людей, не изменился. История подтверждает точное предсказание Христа о том, что Евангелие возьмет свое начало в Иерусалиме и достигнет Самарии до того, как распространится по всему миру. Хотя первоначально его распространение зависело от апостолов, которые были потомками Авраама, Божье Слово не оказалось закованным в цепи, когда их бросили в темницу и убили.
Тогда мы должны задаться вопросом: Кто стал исключительным культурным средством передачи Евангелия после учеников? Кто, в основном, нес бремя переписывания и перевода Божьего Слова, одновременно проповедуя Христа в самых отдаленных уголках мира? Мы не можем отрицать присутствие жизнерадостных христианских традиций в Армении, Индии или Эфиопии на протяжении последних двух тысяч лет. Но распространение Евангелия по всему миру, согласно пророчеству Христа, было вызвано не этими традициями.
Невозможно опровергнуть тот факт, что Европа стала основной платформой христианской деятельности после Иерусалима. В годы после Реформации это стало еще более явным, так как Евангелие распространялось по всему миру с такой силой, которой не было равных со времени Пятидесятницы. Сегодня миллионы людей являются грамотными, потому что они (или их предки) впервые научились читать Библию на родном языке. Мы должны поблагодарить за это таких революционеров, как Тиндейл, Нокс и Лютер.
Мы не можем говорить о протестантизме в Европе и Америке, не упомянув о его прискорбной жестокости. Многие миссионеры из Европы и Америки обладали печальной нетерпимостью, которая воодушевляла колониальных угнетателей. Тот факт, что им было поручено Евангелие, наполнял многих проповедников тираническим чувством собственного превосходства, когда они вступали в контакт с людьми, которые не знали Бога.
Cила Христа спасать перевешивает тех, кто неправильно представляет Его Евангелие.
Несмотря на то, что мы открыто взираем на печальные последствия этой постыдной обратной стороны истории христианства, мы также должны помнить, что Бог всегда использует испорченных существ, чтобы рассказать человечеству о Своей благости. И Божья милость всегда более ошеломляющая, чем жестокость нашего лицемерия; сила Христа спасать перевешивает тех, кто неправильно представляет Его Евангелие. Нет такого человеческого недостатка (будь то у Петра или Кальвина), который бы помешал Его общению с этим миром. Христианский евроцентризм представляет собой неправильное толкование реальности, что Бог использовал Европу в качестве инструмента изменения мира. Но это не помешало Божьему намерению достичь тех, кто будет спасен.
В свое время, сталкиваясь с такой же неверностью используемых в служении людей, Павел писал: «Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак!» Наоборот, «наша неправда открывает правду Божию…» (Рим. 3:3–5).
Нам не нужно по-новому истолковывать библейскую историю и пророчества, чтобы загладить вину за зло, совершенное европейскими христианами против коренных жителей и Юга земного шара. Быстрый рост христианства в Африке является ироничным напоминанием становящимся все более и более светскими жителям Запада, что христианство имеет для цветных людей большее значение, чем раны, причиненные мертвыми, европейскими, колониальными стратегами.
Обращаясь в адвентизм, верующему из Камбоджи не нужно подчинять свою культурную идентичность западным взглядам американских миссионеров. Патриотичное приравнивание Христа к Америке ведет к расистскому национализму, что получит справедливое осуждение Бога. Подобно и сведение истории христианства к марксистской диалектике угнетенных и привилегированных народов создает ужасный атеистический вакуум, отрицающий место Бога в истории.
Бог решил войти в историю и использовать ее ограниченные инструменты, чтобы спасти все человечество. В древности Он действовал через Иерусалим, чтобы достичь этот мир. В самом недавнем прошлом Его работа сконцентрировалась вокруг Европы и Америки, чтобы (вновь) достичь этот мир. Откуда нам это известно? Потому что, когда Бог переходит в определенное место, Он делает это, чтобы благословить весь мир. И мы видим, что Бог благословил мир через Иерусалим, а также через Европу и Америку.
Эти сменяющиеся местоположения предполагают, что Бог может действовать из любого места и в любое время по Своему выбору. Чудо, переступающее границы пространства и времени всегда принадлежит Богу, в то время, как мы ответственны за пыль смятения, создаваемой впоследствии. Поэтому мы должны оставить наши пагубные горы поклонения и обратиться к нашему Отцу в духе и истине.
«У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля…» (Дан. 9:7).
«Библия очень сдержанна на похвалы человеку. В ней весьма скупо упоминаются заслуги даже самых лучших людей, когда-либо живших на земле. Подобное умалчивание не случайно…. Все добрые качества, которыми обладают люди, являются даром Божьим. Их добрые дела совершены благодатью Божьей через Христа. Так как они всем обязаны Богу, то, оценивая их свершения, мы, в сущности, восхваляем Господа, ибо люди — только орудие в Его руках. Кроме того, вся библейская история свидетельствует, что очень опасно хвалить или возвышать человека, ибо если он позабудет о своей безоговорочной зависимости от Бога и положится на собственную силу, то падение неизбежно» (Патриархи и пророки, с. 717).
Дериба Олана сотрудничает со служением «Живой пергамент», которое занимается распространением вести Евангелия среди эфиопов по всему миру через публикации в социальных сетях, и руководит школой, которая занимается повышением библейской грамотности среди молодежи в Аддис-Абебе, Эфиопия.