Красота и вызов идентичности
Кто я? Возможно, это один из самых трудных вопросов, который мы можем задать самим себе. При ответе нужно учитывать множество факторов.
Кто-то может сказать: «Я — арабская девушка», или «немецкий игрок», или «американский полицейский». Арабская девушка — очень общее описание и предоставляет ограниченную информацию о человеке. Она может быть принцессой-мусульманкой в Дубае, египтянкой-христианкой или сирийской беженкой. Немецкий игрок мог бы быть нигерийцем из племени Ёруба, чьи родители были из Того. Сейчас он может быть натурализовавшимся немецким футболистом с двумя гражданствами. Американский полицейский далее мог бы рассказать, что он атеист, работающий в Нью-Йорке, который только что сделал тест ДНК и узнал, что в нем течет голландская, американская, африканская, ирландская и монгольская кровь.
Как мы видим, нашу идентичность можно описать со множества разных сторон: гражданство, биология, география, религия, культура и профессия, и это далеко неполный список.
Аспекты идентичности
В большинстве случаев, то, как нас определяет государство и общество, неподвластно нашему выбору. Наша идентичность подвергается воздействию и формируется еще до нашего рождения, как в отношении биологических характеристик, так и в отношении социальных структур. По мере нашего взросления, возможности укрепить нашу идентичность возрастают. Образование и общественное влияние играют главную роль в том, что мы захотим привнести в свою идентичность.
В зависимости от того, где мы живем и сколько у нас свободы, мы можем оспаривать некоторые предположения и делать непростой выбор, что может изменить нашу идентичность. Сюда можно отнести изменение нашей религии, политических взглядов и даже национальности. Некоторые из этих перемен могут быть вызваны трудными обстоятельствами. Например, преследуемые за религиозные убеждения беженцы могут решить изменить свою национальность в виду жестокого обращения в своей родной стране.
Некоторые аспекты нашей социальной и культурной идентичности легче понять, если отступить и сравнить их с другими культурами. Я родился в Бразилии, но узнал о некоторых ярких гранях моего бразильского культурного наследия лишь тогда, когда уехал из страны и смог увидеть свою идентичность с другого ракурса. Взаимодействие с немцами и латиноамериканцами (с португальскими и испанскими корнями) за пределами Бразилии позволило мне более ясно понять свои немецкие и латиноамериканские черты характера.
Если мы долгое время живем в чужой стране, то можем испытать кризис идентичности. Кризис нарастает, когда мы принимаем некоторые аспекты новой культуры в дополнение к нашей собственной культуре. Иногда может возникнуть конфликт ценностей. Дело не в том, что многие из этих ценностей правильные или неправильные, а в том, что просто что-то делается по-другому. Например, человеку, принадлежащему культуре, где присутствуют нюансы стиля общения, может показаться, что люди с культурой прямого общения грубы, когда говорят прямо. Когда оспариваются наши ценности, тогда оспаривается и наша идентичность.
Основываясь на творении
Те, кто верит в Библию, как в откровение Божьего плана спасения для этой планеты и их лично, воспринимают свою идентичность, главным образом, как детей Божьих (ср. Быт. 1:26, 27; Рим. 8:16). Это означает, что они были сотворены Богом, чтобы возрастать в познании и счастье. Если мы принимаем эту библейскую истину, она изменяет наше понимание собственной идентичности. Мы осознаем, что, хотя и являемся гражданами определенного места или принадлежим к определенной группе людей, наша фундаментальная идентичность уходит корнями в великое библейское повествование об истории человечества, и о том, что сделал и сделает Бог для того, чтобы вернуть всему совершенное состояние. Мы понимаем, что есть нравственный кодекс поведения и идеал того, как мы должны жить и относиться друг к другу.
Величайшее повествование Библии содержит концепцию нового царства, которое пришел установить Иисус, основанного на любви, справедливости, уважении и свободе. Даже, когда дело касается нашей свободы, мы понимаем, что в том выборе, который мы делаем, Божьи идеалы и Его закон, как они отражены в Библии, устанавливают нормы поведения для нашей жизни. Мы выбираем Божьи нормы, потому что Он знает, что для нас лучше всего, даже, если это противоречит нашим предпочтениям и наклонностям. Мы доверяем обещанию, что Бог через Иисуса дает нам новый аспект идентичности, который превосходит и помогает понять все другие стороны нашей собственной идентичности. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26).
Как все может пойти не так
Правильное понимание идентичности должно вести людей к взаимной любви и уважению. К сожалению, когда люди следуют стереотипам и проводят дискриминацию, основываясь на различиях идентичности, происходят ужасные вещи. Это происходит в отношении расы, цвета кожи, религии и политических взглядов. Кажется, что человечество всегда найдет причину для дискриминации. Все потому, что дискриминация основывается на греховной природе всех людей. Люди всех культур совершили ужасные вещи в отношении себя самих, своих соседей и чужестранцев.
Проникнитесь Иисусом. Он разрушил все барьеры, любя и общаясь со всеми людьми.
Когда я взрослел и узнавал определенные аспекты идентичности людей, я сначала думал, что расизм — это вид дискриминации между людьми с разным цветом кожи. Я был свидетелем этого явления в своей родной стране. Когда же, в возрасте двадцати одного года, я в качестве волонтера поехал в Африку, то увидел такую же, если не худшую, дискриминацию между определенными племенами, как и дискриминация между людьми с разным цветом кожи в моей стране. Я был в шоке! Неужели такое возможно?
Позже, к моему ужасу, мир столкнулся с печальной действительностью геноцида в Руанде. В одной из самых маленьких стран мира, протяженностью всего около 170 км, столкнулись две основных этнических группы. В результате было убито более 800 000 человек1. В то время население страны составляло около 7 миллионов человек2. Это значит, что было убито, по меньшей мере, 11% населения. Исследование, проведенное Йельским университетом, установило, что во время геноцида погибло около 14% населения3.
Если применить процент, который был получен в результате исследования, проведенного Йельским университетом, к населению Соединенных Штатов, мы получили бы шокирующую цифру — 46 миллионов убитых за период менее года. Сегодня в Южной Африке это было бы 8,4 миллиона человек, а в Южной Корее – 7 миллионов человек. Люди могут причинять друг другу невероятные страдания, когда они имеют искаженное представление о человеческой идентичности. Как я уже упоминал, это произошло и до сих пор происходит повсеместно.
Укорененные во Христе
Проникнитесь Иисусом. Он разрушил все барьеры, любя и общаясь со всеми людьми. Когда Он жил на земле, иудеи настолько подвергали дискриминации своих соседей самарян, что даже не разговаривали с ними. Как прямой укор этому, Иисус показал, каков настоящий ближний, рассказав историю о добром самарянине в Лк. 10:25-37. Он указал на подвергавшегося дискриминации самарянина, как на пример доброты и любви, в то время как даже религиозные вожди не смогли исполнить своего долга.
В книге «Желание веков» Эллен Уайт красиво описывает то, как Иисус относился к самарянам: «Иисус пробил брешь в стене, разделявшей доселе иудеев и язычников, и начал проповедовать миру о спасении. Хотя Иисус был уроженцем Иудеи, Он свободно общался с самарянами, не обращая внимания на фарисейские обычаи, бытовавшие среди иудеев. Вопреки сложившимся предрассудкам, Он пользовался гостеприимством отверженного народа. Спал под кровом самарян, ел с ними за одним столом, учил на улицах и обращался с ними с величайшей добротой и сочувствием»4.
Совершенно нормально иметь национальную или общинную идентичность. Мы не живем в изоляции. Мы являемся частью групп, имеющих похожую культурную и социальную идентичность. Проблема заключается в том, что мы неправильно используем и относимся к тем, кто, возможно, отличается от нас. Наша идентичность никогда не должна доводить нас до того, чтобы мы компрометировали наши христианские ценности. Иисус никогда не нарушал закон. На самом деле, Он поднял планку, показав, что вы можете нарушить закон в своем сердце, если будете ненавидеть других (Мф. 5:21, 22).
Наша идентичность была испорчена и искажена в отличие от Божьего первоначального замысла. Но надежда есть. Не в следовании тому, какой, по-нашему мнению, должна быть идентичность, а в доверии тому, кто сотворил нас.
Чтобы поддерживать хорошую работу машины, мы должны следовать руководству по эксплуатации производителя, чтобы эксплуатировать ее наилучшим образом. Если мы скажем, теперь она моя и я могу эксплуатировать и ухаживать за ней, как мне хочется, у нас могут возникнуть серьезные проблемы. Вы хотели бы летать на самолетах авиакомпании, владелец которой не следует инструкциям по эксплуатации самолета и ухаживает за ними, как ему заблагорассудится? Думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Принцип один и тот же. Наш Творец знает, что для нас лучше всего. Он также знает, что враг повредил Его первоначальное творение. К счастью, мы можем сделать выбор, чтобы нас восстановили. Он хочет сотворить нас заново и запечатлеть в нас новую идентичность. Сердца, наполненные ненавистью, станут сердцами, наполненными любовью.«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7).
Теперь вопрос «кто я?» больше не является сложным, если мы будем слушать Творца. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Все мы дети Божии» (Ин. 1:12, 13).
Новая идентичность? Новый я? Да! «Се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5).
Рональд Кун, заместитель директора Института всемирной миссии Генеральной Конференции Церкви адвентистов седьмого дня, Сильвер Спринг, Мэриленд, США.