«Здравствуйте. Я звоню из офиса Рональда Рейгана, губернатора Калифорнии. Спасибо, что ответили на мой звонок. Губернатор хотел бы поговорить с президентом вашей церкви, которым является преподобный Роберт Пирсон, не так ли? Хорошо, я подожду. Спасибо».
Этот звонок был совершенно неожиданным, и его отголоски отозвались по всему миру.
«Здравствуйте. Пастор Пирсон? Это Рональд Рейган. У меня проблема с кадрами, которую, полагаю, вы могли бы разрешить. Его зовут доктор Салим Фараг, и, хотя он должен вернуться в качестве миссионера в горные районы Папуа Новой Гвинеи, мне он нужен здесь в качестве директора департамента здравоохранения штата Калифорния. Это возможно, сэр?»
Родители д-ра Салима Фарага были первыми, кто принял крещение в адвентистской церкви в Каире, Египет. Его отец, видный начальник на египетских железных дорогах, потерял свою должность из-за соблюдения субботы и затем с трудом мог обеспечить жену и восьмерых детей. Опыт, пережитый в те годы в Египте, способствовал формированию у д-ра Фарага готовности слушать Божий призыв, и следовать туда, куда Он мог его привести.
Одним из таких призывов для д-ра Фарага и его жены Грейс с их тремя маленькими дочерями был призыв переехать в Папуа Новую Гвинею, где он должен был быть руководителем служения здоровья Церкви адвентистов седьмого дня. Пока Грейс заботилась о девочках, д-р Фараг ходил «на прогулки» в сотни крошечных деревень, разбросанных по крутым склонам гор острова. Везде он учил и демонстрировал основные элементы хорошего здоровья, о которых узнал, будучи студентом и преподавателем в школе общественного здоровья Университета Лома Линда: чистая вода, простая пища и физические упражнения.
В отношении «физических упражнений» проблем не было, но, что касается чистоты, питания и воды, это было для местных что-то новое.
Когда супруги Фараг прибыли в ПНГ, детская смертность была почти 50 процентов. Это означает, что более половины детей умирали, не дожив до 2 лет, и миссия д-ра Фараг заключалась в том, чтобы изменить эту ситуацию. «Давайте почистим ваши источники воды, уберем животных из дома и сделаем прививки вашим детям», — говорил он всем, кто слушал.
После трех лет походов, рассказов и демонстрации лучшего образа жизни, он открыл школу медсестер и школу общественного здравоохранения, и открыл 60 сельских клиник. Но самое главное, детская смертность снизилась на 2 процента.
Через три года, когда церковь предложила семье заслуженный отпуск дома в Америке, они были уставшими и с нетерпением ждали этот отпуск!
Реформа здоровья для Калифорнии
Но д-р Фараг хотел не просто навестить родственников и сидеть сложа руки. Он хотел больше узнать о здравоохранении, о лучших способах очистки воды и многое другое. Однажды он увидел, что губернатор Калифорнии, Рональд Рейган, приглашает медработников для написания докладной записки по вопросу реформы здравоохранения для его администрации. Д-р Фараг улыбнулся и начал писать.
Его записка оказалась в числе десятков других таких же записок, находящихся на столе у губернатора, и быстро попала на самый верх. Хотя он был «миссионером из ПНГ в отпуске», теперь он также работал у Рональда Рейгана, предоставив предложение, которое изменит здравоохранение в штате Калифорния, и сделает его более практичным, более сосредоточенном на детях и заботе о «всем человеке», а не просто предоставлении медицинских услуг.
Когда губернатор прочитал предложение д-ра Фарага, семья уже упаковала вещи и возвращалась на корабле в Папуа Новую Гвинею! Когда их корабль пришвартовался в Гонолулу, их ждало сообщение от губернатора Рейгана. «Вернитесь, — было написано в нем. — Я хочу, чтоб вы были директором департамента здравоохранения штата Калифорния!»
«Я рад и сожалею, — написал в ответ д-р Фараг. — Рад, что вы одобрили мое предложение, и сожалею, что не могу принять ваше. Я взял на себя обязательство идти туда, куда меня призывает Бог, и должен вернуться в Папуа Новую Гвинею, чтобы помочь решить проблемы со здоровьем людей, живущих в горах».
Губернатор Рейган услышал ответ д-ра Фарага и сказал своему подчиненному немедленно позвонить руководителю адвентистов!
Высшее призвание
Раньше еще ни разу губернатор штата не просил церковь отменить миссионерскую поездку и вернуть семью домой. Повесив трубку, президент Пирсон позвонил нескольким вице-президентам, а затем президенту университета Лома Линда, чтобы посоветоваться, как ему поступить. Семья Фараг получила ответ, когда корабль прибыл в Сидней, Австралия.
«Брат Фараг», — начиналась записка. Сначала шла похвала Салима за хорошую работу, которую он уже сделал в ПНГ, а далее говорилось, что семья Фараг должна сесть на ближайший корабль и быстро вернуться в Калифорнию. «Мы верим, — писал президент, — что у вас появилось высшее призвание».
На протяжении следующих восьми лет был круговорот комитетов, слушаний, заседаний планирования и положительные перемены в обществе в Калифорнии. Затем, как это часто бывает в политике, губернатор Рейган, консерватор-республиканец, пошел на повышение, когда люди избрали губернатором Джерри Брауна, либерального демократа. Д-р Фараг начал собирать вещи.
«Я совершенно не был уверен, куда мы отправимся, — вспоминает д-р Фараг, — но я знал, что больше не буду работать у губернатора Калифорнии».
Затем позвонил губернатор. «Новый» губернатор.
«Я хотел бы, чтобы вы продолжили работу в качестве директора департамента здравоохранения штата Калифорния, — сказал губернатор Браун. — Я слышал, что вы не политик, но делаете свою работу беспристрастно, честно и справедливо. Подобно Даниилу! Я ценю вашу работу и хотел бы, чтобы вы остались в моей команде».
Семья Фараг распаковала вещи и приготовилась к новому вызову служения.
«Есть кое-что еще, — обратился д-р Фараг к губернатору. — Я – адвентист седьмого дня, поэтому не смогу работать с момента захода солнца в пятницу до его захода в субботу. Надеюсь, это не проблема».
«Без проблем», — ответил губернатор.
Суббота над политикой
Однажды в субботу утром, когда семья собиралась в церковь, зазвонил телефон. Это был губернатор Джерри Браун.
«Примерно через час мы собираемся на срочное заседание кабинета, — сказал губернатор, — и, думаю, вы владеете информацией, которую не мешало бы обсудить».
На мгновение д-р Фараг вспомнил тот день, когда его отец отвел его посмотреть мумию фараона, занявшего место Моисея. «Фараон здесь, — сказал его отец, — а Моисей на небе.”
Божий призыв был ясен.
«Я сказал, что сожалею, что не смогу прийти, и дал обстоятельное объяснение, — вспоминает Салим. — Затем я пошел с семьей в церковь, полагая, что, вероятно, только что потерял свою работу».
В понедельник утром губернатор созвал еще одно совещание со своими ближайшими советниками, включая д-ра Фарага.
«Мой муж пошел на совещание, думая, что его уволят за неявку на субботнее заседание, — вспоминает Грейс. — Затем, когда губернатор вошел и сел в свое кресло, он повернулся к своему секретарю и сказал: «Пожалуйста, отметьте у себя, что вы никогда не должны вызывать д-ра Фарага по субботам. Это его суббота покоя».
Продолжение в следующем номере «Адвентистского мира».
Дик Дуерксен, пастор и рассказчик, живет в Портленде, Орегон, Соединенные Штаты.