Фото: Lightstock / Pearl
Фото: Lightstock / Pearl

Колониализм и христианская миссия

В фокусе 30.06.2023

Критический взгляд

Бубакар Сану

В девятнадцатом и двадцатом веках большая часть мира подверглась огромному влиянию колониализма. Хотя колонизаторами были не только европейские страны, данная статья фокусируется на западном колониализме, но также применима и к другим контекстам. Часто малоизвестным фактом является то, что христианские миссионеры иногда выступали в партнерстве с колонизаторами. И колониализм и миссионеры поддерживались передовым обществом. Однако, некоторые способы их совместной работы вызывают беспокойство.

Различные взгляды на колониализм

Во времена колониализма западные страны забирали у других регионов землю, артефакты и ресурсы, и навязывали им свой язык и культуру. Европейцы принесли свою культуру в обе Америки, Австралию и некоторые регионы Африки и Азии. Это делалось с начала шестнадцатого века1. Европейский колониализм как поддерживали, так и критиковали. Когда западные страны начали свою экспансию, они предоставили аргументы, подтверждающие обоснованность своих действий.

«Бремя белого человека» — был самым популярным аргументом. Он заявлял, что долгом «высшей» белой расы было принести цивилизацию и улучшить «низшие» расы. Колониализм считался одним из лучших способов принести цивилизацию и социальный, экономический и политический прогресс отсталым народам. Даже сегодня некоторые говорят, что мы должны сфокусироваться на том, что принес колониализм колонизированным странам, и ценить это. Они утверждают, что эта, якобы, польза колониального правления намного превосходит его пагубное наследие.

Критики колониализма доказывают, что вклад колониального правления не должен затмевать собой негативное влияние на колонизированные народы. Это была неправильная, с нравственной точки зрения, система угнетения, травмирующая колонизированные страны и их народы. Колонизаторы подавляли культуру и язык, забирали землю, эксплуатировали экономику, угнетали политически и создавали систему расового и социального неравенства.

Для того, чтобы захватить и удерживать власть, некоторые колонизаторы придерживались стратегии «разделяй и властвуй». Колониальное правительство разбивало колонизированные народы на меньшие племена и этнические группы. Они также старались не позволить этим более маленьким группам объединиться против колонизаторов. Метод «разделяй и властвуй» был единственной самой успешной тактикой господства колониализма девятнадцатого начала двадцатого века. Но это также была катастрофа. До сих пор остаются последствия этого в виде «гражданских войн и напряженности в отдельных регионах по всему миру»2. Бесчисленные исследования колониализма сходятся в мнении, что, хотя колониальное правление и принесло некоторые улучшения, но многие из серьезных мировых проблем непосредственно связаны с колониализмом3.

Напряженность между колониализмом и миссионерской деятельностью

Трудно поверить в то, что некоторые миссионеры выступали в партнерстве с колонизаторами. Они видели свою задачу в том, чтобы не только нести людям христианство, но и западную культуру. Когда люди не хотели обращаться в христианство, некоторые миссионеры призывали вмешаться колониальные власти. Они видели, что присутствие солдат действовало, как «благоприятное средство для проповеди Евангелия»4.

Ослепленные доктринами предубеждения, такими как «бремя белого человека», и поддерживаемые колониальной системой, эти миссионеры видели свою работу в улучшении своих обращенных и их общества из состояния варварства до состояния изысканности. Со временем эти взгляды были значительно пересмотрены. Искаженные стереотипы других рас, развитию которых они способствовали, до некоторой степени присутствуют и сегодня. Примером этого служат племена хуту и тутси в Руанде5.

Некоторые адвентистские миссионеры хранили молчание перед лицом колониальных зверств. Они почти ничего не делали, чтобы остановить их, сотрудничали с колониальной властью или тихонько работали при колониальной системе. Во избежание конфронтации некоторые адвентистские миссионеры призывали своих обращенных быть законопослушными гражданами6. Уильяма Х. Андерсона, американского миссионера, адвентиста седьмого дня, в Родезии (сейчас Зимбабве) направили вести миссионерскую работу в том районе, где колонисты хотели подавить восстание. «Миссионеры, — сказал ему Сесил Род, премьер-министр Кейп Колони в Южной Африке, — намного лучше для того, чтобы усмирять местное население, чем военные, и, конечно же, намного дешевле»7. Таким образом, есть много задокументированных доказательств того, что колониальные власти использовали некоторых миссионеров в качестве младших партнеров.

Мы должны стремиться оставаться верными Библии во избежание повторения прошлых ошибок и неудач.

Есть примеры того, как адвентистские миссионеры послушно подчинялись ценностям, пропагандируемым колониальными властями, а не использовали свой пророческий голос для того, чтобы занять библейскую и нравственную позицию8. На слушаниях Комитета по истине и примирению, проводившегося в Южной Африке в период между 1995 и 1998 годами, после прекращения апартеида, подтвердилось, что многие южноафриканские церкви, в том числе и Церковь адвентистов седьмого дня, были либо активными, либо молчаливыми сторонниками апартеида.

И.Ф. дю Приз и Рой Х. дю Пре заметили, что «адвентистская церковь всегда опережала современное правительство в применении в церкви расовой сегрегации, и отставала, когда дело касалось отмены расово-дискриминационных мер. К тому времени, когда, в 1948 году, апартеид был признан законом, адвентисты практиковали его уже двадцать с лишним лет»9.

Двигаясь вперед

Несмотря на то, что некоторые могут чувствовать разочарование или даже предательство действиями или бездействием адвентистской церкви или ее представителей в прошлом, современное адвентистское движение должно оставаться сосредоточенным на нашем духовном росте и данной нам Богом миссии — быть солью земли и светом миру. Вот несколько предложений в отношении того, как двигаться вперед.

Во-первых, важно признать, что главным мотивом церкви для того, чтобы посылать миссионеров, было продвижение христианства, а не оказание помощи колониальным правительствам. Поэтому необходимо отделять действия отдельных людей, неправильно представлявших Евангелие, от основных учений Библии. Мы должны признать, что было много миссионеров, которые противостояли или бросали вызов статусу кво колониальных правительств10.

Во-вторых, полезно оценить реакцию церкви на прошлые события. Генеральная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня 27 июня 1985 года11 и 15 сентября 2020 года12 выпустила два официальных заявления, осуждающих различные формы расовой дискриминации. Три года спустя после формального прекращения апартеида Церковь адвентистов седьмого дня в Южной Африке также признала свои прошлые ошибки 13. Радостно осознавать, что церковь признает боль и травмы, нанесенные действиями некоторых ее членов во время колониализма, апартеида и расового геноцида.

В-третьих, необходимо сохранять фокус на том, почему мы являемся адвентистами седьмого дня. Мы должны посвятить себя тому, чтобы быть средством изменения и друзьями для тех, кто по-прежнему подвергается различным формам дискриминации. Один из лучших способов поддержать глубокие и долгосрочные перемены — не становиться частью проблемы. Когда мы боремся с дискриминацией, мы сами не должны принимать в ней участие. Нужно избегать крайностей в реагировании.

В-четвертых, очень важно обнародовать официальные заявления церкви по социальным вопросам. Так же было бы не плохо включить в эти заявления особые компоненты публичной поддержки и план действий. В свете нашей официальной позиции мы должны произвести оценку всех наших институтов и методов, чтобы удостовериться, что они соответствуют нашим миссионерским ценностям. Мы должны стремиться оставаться верными Библии во избежание повторения прошлых ошибок и неудач. Нашей целью должно быть не только перевод наших доктрин и официальных заявлений на разные языки, но и принятие библейски обоснованных решений для всех аспектов жизни.


Бубакар Сану, родом из Буркина-Фасо, профессор-адъюнкт миссионерской деятельности и межкультурного руководства в Университете Эндрюса.

  1. Margaret Kohn and Kavita Reddy, “Colonialism,” in Stanford Encyclopedia of Philosophy, (Маргарет Кох и Кавита Редди «Колониализм» в Стэндфордской философской энциклопедии) ed. Edward N. Zalta and Uri Nodelman (Spring 2023), https://plato.stanford.edu/archives/spr2023/entries/colonialism/.[]
  2. Conn Hallinan, “Divide and Conquer as Imperial Rules,” Foreign Policy in Focus (2005), (Конн Галлинан «Разделяй и властвуй в качестве имперских правил» В фокусе зарубежная политика) https://fpif.org/divide_and_conquer_as_imperial_rules/, accessed Apr. 15, 2023.[]
  3. Brandon Kendhammer, “A Controversial Article Praises Colonialism. But Colonialism’s Real Legacy Was Ugly,”Washington Post, Sept. 19, 2017, (Брэндон Кендхаммер «Противоречивая статья хвалит колониализм. Но настоящее наследие колониализма было отвратительным», «Вашингтон Пост» 19 сентября 2017 г.) https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2017/09/19/colonialism-left-behind-a-long-legacy-most-of-it-bad/, accessed Apr. 23, 2023.[]
  4. Beauty Maenzanise, “The Church and Zimbabwe’s Liberation Struggle,” Methodist History 46, no. 2 (January 2008) (Бьюти Мензаниз «Церковь и освободительная борьба Зимбабве» Методистская история 46, №2): 70, 71.[]
  5. См. Jay J. Carney, “Beyond Tribalism: The Hutu-Tutsi Question and Catholic Rhetoric in Colonial Rwanda,” Journal of Religion in Africa 42 (2012) (Джей Дж. Карни «За пределами межплеменной вражды: Вопрос Хуту-Тутси и католическая риторика в колониальной Руанде» Журнал религии в Африке 42 (2012): 173.[]
  6. Godfrey K. Sang and Peter Omari Nyangwencha, “Colonialism and the Seventh-day Adventists in Kenya,” Encyclopedia of Seventh-day Adventists, (Годфри К. Санг и Питер Омари Ньянгвенча «Колониализм и адвентисты седьмого дня в Кении», Энциклопедия адвентистов седьмого дня) https://encyclopedia.adventist.org/article?id=EE2E, accessed May 1, 2023.[]
  7. Willian H. Anderson, On the Trail of Livingstone (Уильям Х. Андерсон «На пути Ливингстона»)(Nampa, Idaho: Pacific Press Pub. Assn., 2012), p. 81.[]
  8. Конституция и устав Южноафриканского Дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня служат примером этого. См. «Рабочую политику» Южноафриканского Дивизиона(1931), с. 139.[]
  9. I. F. du Preez and Roy H. du Pre, A Century of Good Hope: A History of the Good Hope Conference, Its Educational Institutions and Early Workers, 1893-1993 (И.Ф. дю Приз и Рой Х. дю Пре «Век Доброй Надежды: история конференции Доброй Надежды, ее образовательные заведения и первые работники, 1893-1993)  (London: Western Research Group/Southern History Association, 1994), с. 116.[]
  10. См., например, Robert Woodberry, “The Missionary Roots of Liberal Democracy,” American Political Science Review 106, no. 2 (Роберт Вудберри, «Миссионерские корни либеральной демократии», Американского политико-научное обозрение 106, №2 (May 2012): 244-274.[]
  11. Генеральная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня “Расизм,” 27 июня 1985 г, https://www.adventist.org/articles/racism/.[]
  12. Генеральная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня “One Humanity: A Human Relations Statement Addressing Racism, Casteism, Tribalism, and Ethnocentrism,” (Одно человечество: Заявления о человеческих отношениях по поводу расизма, кастовости, межплеменной розни и этноцентризма») 15 сентября 2020 г, https://www.adventist.org/articles/one-humanity-a-human-relations-statement-addressing-racism-casteism-tribalism-and-ethnocentrism/.[]
  13. Antonio Pantalone, “The Afrikaanse Konferensie (1968-1974) and Its Significance for the Seventh-day Adventist Church in South Africa” (Антонио Панталон, «Африканская конференция и ее значение для церкви адвентистов седьмого дня в Южной Африке») (Th.D. diss., University of Durban-Westville, 1999), с. 309.[]