Бог призывает нас быть народом примирения.
Джесс Герфорд, «Адвентистские архивы»
В 10-й главе книги Бытие есть странный список имен. После потопа сыновья Ноя серьезно отнеслись к повелению «плодиться и размножаться» (Быт. 9:7). У Сима, Хама и Иафета рождаются дети. Затем у их детей тоже рождаются дети и через ряд поколений пары становятся семьями, затем племенами и затем народами.
В этой «Таблице народов» есть колоритные персонажи, такие, как Египет, Ассирия, Персия и Ханаан. Если вы читали Библию, вам будут знакомы эти названия — они злодеи этой истории. Это язычники, захватчики племен, вызывающие противоречия в среде Божьего народа. Однако, при более внимательном чтении открывается шокирующая истина: что наши герои связаны кровными узами с этими людьми.
На протяжении всей истории мы видим эффективную тактику, используемую милитаристами и строителями империй — лишение врага личности. Во время Первой мировой войны союзники презрительно называли немцев «варварами». Через несколько десятилетий была развернута широкая пропаганда против нацистской Германии и империалистской Японии. Разжигаемые настоящим страхом, эти кампании часто использовали для своей выгоды худшие стереотипы.
Практично воспринимать врага, как «другого», «не такого, как мы» или, в худшем случае, «едва ли считать его человеком» — это помогает мобилизовать целые нации во время войны. Но последствия от такой пропаганды часто еще долгое время ощущаются после того, как война закончится. Мой дедушка, который во время Второй мировой войны воевал в Папуа Новой Гвинее, недолюбливал японцев даже спустя десятилетия после окончания войны, подобно многим представителям его поколения.
Когда в библейских текстах мы видим ассирийцев, вавилонян, египтян, хананеев, моавитян и других, легко относиться к ним, как мой дедушка относился к японцам. Народы, упомянутые в 10-й главе книги Бытие, показывают, что те «монстры» происходят от одного и того же рода. Они все были братьями, сестрами, и двоюродными братьями и сестрами.
Осознание этого переформулировало для меня историю. Вместо того, чтобы видеть ее в черно-белом цвете с героями и злодеями, я начал рассматривать библейский конфликт, как то, чем он является на самом деле: трагическая семейная драма. Ошибки семьи Авраама находят свое объяснение, когда мы размышляем об их цели: быть народом через который благословятся все народы. Конечно же, Иисус придет через много лет, чтобы исполнить то мессианское обетование, но мы должны подумать об упущенных геополитических возможностях.
Примирение может быть непростым процессом. По подсчетам социологов сегодня в мире насчитывается около 930 этнических групп. В таком многообразии легко видеть тех, кто выглядит не так, как вы, разговаривает не так, как вы, и чье мировоззрение отличается от вашего. Однако, если мы верим, что все являемся потомками Ноя, то мы также должны верить и в то, что каждый человек, независимо от расы или культуры, это давно потерянный брат или сестра. Таким образом, то, что мы можем сделать для того, чтобы вернуть достоинство, автономию или справедливость лишенным прав группам людей — это не вступать в противоборство; а, фактически, устроить примирение семьи.
Я рад, что в конце времени наши различия не стираются, а прославляются. Иоанн Богослов говорит о Новом Иерусалиме: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21:24). Затем он представляет нашему вниманию древо жизни, листья которого «для исцеления всех народов» (22:2). Как прекрасно думать, что безобразие человеческой цивилизации будет исправлено на Новой Земле. До тех пор, давайте будет народом примирения.