Делая истину понятной
Джейми Экерт
Сначала Замира1 была лишь участницей процесса по изучению языка, но вскоре мы стали близкими друзьями. Когда мы начали вместе изучать Библию, ее семья смотрела на это с одобрением, и даже позволяла ей ставить Библию на арабском языке на одну полку рядом с Кораном.
В начале Замире нравилось читать Писание. Она любила истории, но я заметила, что она выделила маркером большие отрывки в Евангелии от Иоанна. Для нее было проблемой все, что намекало на Божественность Христа.
Мы разбирались с этим медленно, постепенно. В конце концов она приняла богодухновенность Писания. Затем она приняла истину о том, что Иисус умер на кресте за ее грехи — очень важный шаг для мусульманина.
Но, когда мы изучали Божественность Иисуса, она начала осознавать, что между исламом и христианством существует точка нестыковки. Во время нашего изучения она задавала много серьезных, глубоких вопросов, и я изо всех сил старалась ответить на них. Я до сих пор помню тот день, когда мы закончили изучать Божественную природу Христа.
«Я поняла, — сказала она очень тихо. — Теперь все ясно». Наступила долгая пауза.
«Если то, что мы изучаем, правда, — сказала я мягко, — то, логически, чем мы должны ответить Иисусу?»
«Мы должны поклоняться Ему», — ответила она без колебаний.
«Замира, ты хотела бы поклоняться Иисусу — не просто, как величайшему пророку в истории человечества, а как своему Спасителю… и своему Богу?»
На мгновение ее глаза наполнились слезами. Я видела убеждение, страх и серьезность. Но в тот день Замира не решилась пойти за Христом. Вместо этого она без каких-либо объяснений и резко прекратила наши библейские уроки и нашу дружбу. Через несколько недель она уехала из страны, и мы больше с ней не виделись.
Что пошло не так?
Выполняя данную нам Богом миссию провозглашения в мире Трехангельской вести, мы задействованы в важном процессе «оптимизации миссионерской работы», который иногда называют «критической контекстуализацией». Это богословская попытка разработать лучшие объяснения и практики для миссионерской деятельности.
Пережитый мною опыт с Замирой вызвал у меня глубокий интерес к оптимизации миссионерской работы. Мне захотелось узнать, что можно было бы улучшить. Возможно, я могла бы объяснить весть более понятно? Должна ли я была посвятить больше времени обсуждению социальных опасений Замиры в отношении принятия истины? Существовали ли глубокие, на уровне мировоззрения, возражения против понятия Троицы, которые она не смогла передать, и которые я не смогла прояснить? Скорее всего, все это, и многое другое, правда.
Возможно, у вас есть собственный опыт безуспешного свидетельства. Конечно же, только Бог полностью знает, как на человека повлияет наше свидетельство, и многие нехристиане пришли ко Христу благодаря неуклюжим и плохо представленным объяснениям Евангелия. Святой Дух работает, несмотря на наши неудачи. Тем не менее, почти каждый человек, задействованный в евангелизме, может вспомнить время, когда ему приходилось признать, что «не все прошло хорошо!»
Как нам улучшить наше свидетельство? Конкретнее, как нам улучшить наше представление жизненно важной истины Трехангельской вести группам людей, нуждающимся в ней больше всего — живущим в мире мусульманам, индусам, буддистам, иудеям и постхристианам? Возможно, мы все можем найти ответ в принципах оптимизации миссионерской работы.
Почему нам нужно «улучшить» миссионерскую работу?
Вы знали, что большинство наших обращенных пришли из других христианских церквей? Даже в окне 10/40, где мы создаем церкви в странах, где исповедуется буддизм, индуизм и мусульманство, очень высокий процент членов церкви из местного населения присоединились к нашей церкви из других христианских деноминаций.
Это неудивительно. Беглый взгляд на наши миссионерские методы открывает изобилие книг, брошюр, евангельских проповедей и пособий по изучению Библии, написанных христианами для христиан. Когда мы распространяем литературу или проповедуем о Трехангельской вести, мы склонны предполагать, что наша аудитория уже знает, как найти книгу Откровение, что такое «ангел», как произошло Творение и появились Божьи заповеди. Эти предположения открывают нашу скрытую аудиторию: христиан.
Представьте себе, что вы нехристианин, проживающий в окне 10/40, где вы выросли, и вам никто никогда не рассказывал о библейских понятиях. Вы, наряду с сотнями миллионов других, не знаете, кто такой Иисус. Вы не знаете, что такое Библия, и как найти ее отдельные книги, главы или стихи. Вы не знаете значения таких терминов, как «Евангелие», «спасение» или «остаток». И многие из важнейших символов христианства — таких как вкушение тела Христова и распятие собственного «я» — кажется вам очень странным и омерзительным!
Наше учение непонятно не только нехристианам, живущим далеко в окне 10/40. Сейчас мусульмане, индусы, буддисты, иудеи и постхристиане живут и в западных странах. Они рядом с нами в наших спортзалах, продовольственных магазинах, на работе и по соседству. Где бы мы ни находились, кем бы мы не были, мы должны принять участие в оптимизации миссионерской работы.
Эллен Уайт писала: «В каждой стране имеются свои отличительные особенности, и необходима мудрость, чтобы приспособиться к этим особенностям и так нести истину жителям данной страны, чтобы она их преобразовала»2.
Строительные леса миссионерской работы: разумная последовательность тем
Стремясь оптимизировать наше свидетельство нехристианам, мы начинаем с трех ключевых принципов. Первый принцип — последовательность. Важно выбрать соответствующий порядок для того, чтобы делиться новыми, духовными темами с нашим другом, не являющимся христианином. Свидетельство будет более успешным, если мы начнем с тем, «общих для всех», и постепенно перейдем к «испытующим истинам». Интуитивно, мы используем тип миссионерских строительных лесов, которые начинаются там, где они находятся, и строятся все выше туда, куда мы хотим их привести3.
Такие строительные леса можно увидеть в предсказуемом порядке ресурсов, разработанных христианами для христиан. Часто, в первый цикл уроков или проповедей входят такие общие для всех темы, как:
Обоснованность Писания
Спасение через веру в смерть и воскресение Иисуса
Характер и любовь триединого Бога
Хотя эти темы обеспечивают взаимопонимание с другими христианами, представьте себе, если вы сохраните эту последовательность в общении с другом-мусульманином. Эти три «начала» для изучения Библии, расположенные в прекрасной последовательности для использования в работе с протестантами, представляют основные три испытующие истины Ислама. Если рассказывать об этом в начале, то это настроит ум мышление мусульманина против вести. Эллен Уайт говорила, что последовательность тем важна в миссионерской работе. Она писала: “Не преподносите слушателям с самого начала сложные аспекты нашей веры, вызывающие наибольшие споры; в противном случае вы затворите уши тех, для кого эти истины являются новым откровением»4.
Пытаясь представлять темы постепенно, будем помнить о двух распространенных ошибках в возведении строительных лесов для миссионерской работы. Первая ошибка — заканчивать слишком низко, застопорившись на общности. Нам не удается представить Трехангельскую весть во всей ее полноте, что ведет к появлению слабых верующих и размытой церкви. Противоположная ошибка, возможно, такая же грубая — начинать со слишком высокого уровня на строительных лесах, представляя истину таким образом, что нашей целевой аудитории будут непонятны даже основы.
Когда нам не удается подойти достаточно близко, делая «доступными» лишь границы истины для людей, которые раньше никогда о ней не слышали, урон может быть необратимым. Эллен Уайт писала: «Доносите до людей истину такими частями, которые они смогут воспринять и оценить… если истина была раскрыта в столь значительном объеме, что слушатели не смогли ее усвоить, некоторые из них уйдут и никогда не вернутся»5.
Важной частью оптимизации миссионерской работы является преподнесение наших тем постепенным, легко управляемым образом, без слишком заумного начала и слишком примитивного конца, чтобы люди могли обрести полное понимание нашей вести.
Понятные им слова: точная терминология
Второй способ, которым мы можем оптимизировать наше свидетельство нехристианам, это приспособить используемую нами религиозную терминологию. «Христианизмы» трудны для понимания. Простые слова, понятные в нашем западном, иудео-христианском мировоззрении, могут быть абсолютно непонятными для проживающих в мире нехристиан.
Возьмем, например, слово «спасение». Во многих языках Индии не существует точного перевода слова «спасение». Одним из самых близких по значению является слово moksha, которое буквально означает «освобождение». Но данное слово идет с довеском, так как moksha понимается, как освобождение из круга реинкарнаций, когда душа человека присоединяется к божественному единству всей жизни, живя вечно в блаженном небытии. Мы совсем не это имеем в виду, когда разговариваем с индусом о спасении! Использование обобщенных терминов без каких-либо пояснений может привести к замешательству и религиозному синкретизму.
Кроме того, лишь потому что индус эмигрировал в западную страну и бегло говорит по-английски не означает, что он понимает, что мы имеем в виду, когда используем слово «спасение». Слова интерпретируются через мировоззрение человека. Если ему не объяснить, что вы имеет в виду, когда говорите «спасение», он интерпретирует это слово согласно схеме мышления, которая уже существует у него в голове. Быть внимательным в отношении используемой нами терминологии — очень важно в процессе оптимизации миссионерской работы. Если у вас возникают какие-то сомнения, обязательно обратитесь со следующим вопросом к своему другу-нехристианину: «когда я говорю _______, как ты это понимаешь?”
Улучшение методов свидетельства дает людям больше шансов принять весть последнего предостережения для нашего мира.
Выбирая темы, важные для них, а не для нас
Третьим важным принципом для оптимизации миссионерской работы является выбор тем в наших евангельских брошюрах, уроках по изучению Библии и евангельских проповедях.И опять, темы, которые мы склонны выделять, отражают нашу скрытую аудиторию: христиан. Например, в наших евангельских ресурсах, предназначенных для христиан, подчеркивается истина о том, что ад не является местом вечных мук — учение, которое беспокоит многих сознательных христиан. Но буддистов и индусов не интересует ад, им интересно знать, как они могут перевоплотиться в высшее создание. У нас есть библейские уроки, в которых реинкарнация обсуждается тактично, с библейской точки зрения? Нет? Тогда это возможность для оптимизации миссионерской работы.
Приведу еще один пример. В большинстве адвентистских евангельских ресурсах выделяется способ и время возвращения Иисуса. Отчасти, это делается для того, чтобы развеять мифы о вознесении, что интересует евангелические церкви. Но мусульмане уже верят в то, что Иисус вернется буквально и видимо. Они не верят в тайное вознесение. То, что им нужно, так это узнать цель, с которой Иисус возвращается. В их понимании Иисус вернется, как великий пророк, который убьет всех свиней, разрушит все кресты и заставит всех христиан обратиться в ислам. Частью оптимизации миссионерской работы является наше знакомство с основными возражениями и точками зрения, имеющимися у людей других вероисповеданий, чтобы мы могли обсуждать важные темы. Мы должны быть всегда готовы отвечать на их, а не на нашивопросы.

Сложная, но прекрасная задача
Мы можем сделать все возможное для оптимизации способа, которым мы представляем Трехангельскую весть, но люди по-прежнему могут неправильно понять ее. Мы можем установить дружеские отношения, и все же быть отвергнутыми. Мы можем пытаться максимально уменьшить социальные барьеры на пути к обращению, но не смочь привести ко Христу своих друзей.
Бог наделил каждого человека свободой выбора, и даже хорошее свидетельство иногда может не спасти душу. Но в большинстве случаев улучшенная практика миссионерской работы приведет к лучшим результатам приобретения душ для Христа. Хотя и не существует какой-либо формулы для миссионерской работы, нам все же известно, что улучшение методов свидетельства дает людям больше шансов принять весть последнего предостережения для нашего мира.
Вы можете начать оптимизировать свое свидетельство нехристианам, развивая мышление индивидуализации. Верьте, что нехристиане смогут понять всю истину Трехагельской вести, если мы представим ее продуманно и с любовью. Посвятите себя тому, чтобы узнать о других религиях, чтобы вы могли использовать соответствующие последовательность, терминологию и темы. И, стараясь делать все возможное в Божьем винограднике, будем помнить, что: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:6, 7).
Джейми Экерт изучала и экспериментировала с принципами миссионерской работы, работая в адвентистской церкви за границей. В настоящее время она со своим мужем Майклом живет в Мэриленде.
- Имя вымышлено.[↩]
- Эллен Уайт, Свидетельства для проповедников, с. 213.[↩]
- Примеры того, как Иисус и апостолы использовали строительные леса для миссионерской работы, можно найти в Деяниях 2; Ин. 16:12; а также в книгах Э. Уайт: Деяния апостолов, с. 180; Служители Евангелия, с. 92; Наглядные уроки Христа, с. 263.[↩]
- Эллен Уайт, Евангелизм, с. 141.[↩]
- Там же.[↩]