Феликс Миттермейер
Феликс Миттермейер

Возвращаясь к нашим миссионерским корням

Очерк 01.06.2025

Насаждая с определенной целью

Я люблю свою Церковь! Быть адвентистом хорошо, потому что наши убеждения сосредоточены на Евангелии Иисуса и предвкушении Его скорого возвращения. Однако, на протяжении 26 лет своего пасторского служения, я наблюдал, что часто наша радость по поводу Второго пришествия Иисуса превращается в желание более глубокого изучения библейских пророчеств, а не стремление делиться надеждой на скорое возвращение Христа с миром. Одной из самых сложных задач в моем пастырском служении было мотивировать моих прихожан не быть просто верующими, собирающимися на богослужение раз в неделю, а стать учениками, которые ежедневно делятся Евангелием с другими.

Миссия делиться Евангелием с миром занимает центральное место в нашем существовании. В Своей эсхатологической проповеди Иисус открыл, что конец наступит не тогда, когда мы поймем все знамения, но когда это Евангелие будет «проповедано по всему миру» (Мф. 24:14). Точно так же в Своих последних словах, обращенных к ученикам, Иисус предупреждает нас не беспокоиться о «временах или сроках», но быть свидетелями «в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:7).

За пределами статус-кво

Когда я начал призывать своих прихожан жить миссионерской жизнью, я обнаружил, что наше понимание миссии ограничивается нашей собственной местной общиной. Мы склонны сосредотачиваться на зданиях и программах богослужения. Однако, Деян. 1:8 напоминает нам о том, что Божий призыв гораздо шире. Он призывает нести Евангелие в «Иудею, Самарию и даже до края земли».

Мы сосредоточились на себе, пренебрегая более широким евангельским поручением. Несмотря на то, что у нас постоянно есть успешные стратегии евангелизации, а члены нашей церкви ежедневно участвуют в деле распространения Евангелия, мы полностью проигнорировали расширение нашей миссии на новые территории. Святой Дух побуждает нас расширять нашу миссию за пределы нашей церкви. Раннее адвентистское движение было направлено не только на увеличение числа поместных церквей. Это было движение по формированию учеников и организации церквей. Задолго до того, как в нашей церкви появился официальный миссионерский отдел, пасторов и новообращенных посылали в качестве евангелистов в новые общины, города, страны и даже континенты.

Джеймс Уайт много писал о необходимости создания новых церквей. Например, в 1862 году он писал: «Нигде проповедник не может проявить себя лучше, чем на новых полях. Там он может увидеть плоды своих трудов. И если ему удается организовывать церкви и утверждать их так, чтобы они приносили добрые плоды, для его братьев это служит наилучшим доказательством того, что он послан Господом».1

Эллен Уайт также призывала Церковь к широкому миссионерскому подходу. «Евангелие должно провозглашаться во всех странах и городах… Необходимо организовывать церкви и составить планы работы, которую будут выполнять члены вновь организованных церквей»2. «Необходимо основывать новые церкви и организовывать новые общины. В это время те, кто представляют истину для настоящего времени, обязаны трудиться в каждом городе и в отдаленных уголках земли»3. «Нужно идти в одно место за другим, создавая церковь за церковью»4. «Многие члены наших крупных церквей практически ничего не делают. Они могли бы совершить хорошую работу, если бы вместо того, чтобы собираться вместе, рассеялись по местам, в которые еще не проникла истина. То же самое правило хорошо работало бы и в наших крупных церквях. Многие члены церкви умирают духовно из-за отсутствия этой самой работы. Они становятся слабыми и неэффективными»5.

Джеймс и Эллен Уайт призывали поместные церкви воспитывать лидеров, которые заботились бы о нуждах местной общины, в то время как пастор (и другие, кто чувствовал призвание) могли бы свободно путешествовать и евангелизировать новые территории. Это было похоже на то, что делала апостольская церковь. Дух велел пресвитерам Антиохийской церкви послать Павла и Варнаву, их лучших руководителей, на миссию, в то время как они будут заботиться о церкви (Деян. 13:3).

Такой миссионерский дух сохранялся в адвентистской церкви вплоть до начала 1900-х годов, пока постепенно не начал превращаться в то, что мы видим в большинстве церквей сегодня. В 1912 году президент Генеральной Конференции Артур Даниэльс обратился с предостережением к церквям, которые требовали, чтобы их пасторы заботились только о крещеных членах церкви и служили их нуждам. Даниэльс боялся потерять культуру миссионерской работы. Как он выразился:

«В значительной мере мы не ставили наших служителей в церквах в качестве пасторов. В некоторых очень крупных церквях мы избрали пасторов, но, как правило, мы были готовы к полевому служению, евангельской работе, а наши братья и сестры были готовы проводить богослужения в своей церкви и продолжать деятельность своей церкви без постоянных пасторов. И я надеюсь, что этот порядок вещей навсегда сохранится в нашей конфессии; ибо когда мы прекратим движение вперед и начнем концентрироваться на наших церквях, оставаться в них и думать за них, молиться и выполнять их работу, которая должна быть выполнена, тогда наши церкви начнут слабеть, терять свою жизнь и дух, станут парализованными и окаменевшими, и наша работа будет вестись в затворничестве»6.

Выработка установки на рост

В 2006 году я принял предложение стать организатором церквей в Техасской Конференции. Я был частью миссионерского движения, основанного церковью адвентистов седьмого дня Ричардсона, пастор и команда пресвитеров, которые были настроены на активную миссионерскую деятельность. В результате более, чем 20-летнего сотрудничества, церковь Ричардсона и ее «дочерние» церкви основали 14 новых общин, насчитывающих в общей сложности более 3000 членов.

Сегодня более половины от общего числа адвентистских церквей в Северной Америке либо не имеют роста, либо сокращаются, в то время как конференции и церкви, которые приняли идею создания церквей в качестве своей стратегии распространения Евангелия, растут и умножаются. Чтобы снова стать миссионерским движением, адвентистские церкви должны быть готовы умножать число учеников, воспитывать лидеров и смотреть за пределы своей «иерусалимской» церкви, включая церковное планирование в свое видение евангелизации.

Представьте вместе со мной, что ваша церковь решила создавать по одной новой церкви каждые 10 лет. Затем каждая вновь созданная церковь обязуется делать то же самое. К 2055 году у вас могло бы быть 16 новых адвентистских церквей в 16 новых местах! Вы готовы вернуться к своим апостольским и адвентистским миссионерским корням и выйти за пределы своего «Иерусалима»?

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия… и тогда придет конец» (Мф. 24:14).


Боян Левтеров, доктор практического служения, пастор, организующий церкви в Конференции Потомака, в настоящее время служит в адвентистской церкви «Обновление» в Роквилле, Мэриленд, США.

  1. Джеймс Уайт, «Идите и проповедуйте Евангелие по всему миру», «Ревью энд Геральд», 15 апреля 1862 г., 156.[]
  2. Эллен Уайт, Евангелизм, с. 19.[]
  3. Эллен Уайт, Свидетельства для Церкви, том 6, с. 24.[]
  4. Эллен Уайт, Свидетельства для Церкви, том 7, с. 20.[]
  5. Эллен Уайт, Свидетельства для Церкви, том 8, с. 244.[]
  6. Aртур Г. Даниэльс, «Церковь и служение: План 5-го урока», Pacific Union Recorder, 4 апреля 1912 г., 1.[]

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *